Боевой прибожек

Дабы оценить полёт фантазии создателей фильма «Алита: Боевой ангел» и уровень драматургии данного произведения, достаточно знать одну маленькую, но весьма красноречивую деталь: в оригинальной манге доктор Идо называет найденную им на свалке девушку-киборга в честь своего умершего кота. Это одновременно просто, мило и странно. Очень по-азиатски. Киношный же Идо дарит роботу имя погибшей дочери, что могло бы выглядеть не столь амбициозно и голливудски-шаблонно, получи классическая тема отцов и детей в фильме вменяемое развитие. Ага, держи карман шире.

Проблема заключается в том, что авторы ленты часто воюют не туда. Они тщетно пытаются одушевить изначально холодное и механическое, упуская скудные, но крайне важные драматические элементы первоисточника вроде внутренних демонов того же Идо. Возможно, дело в традиционных различиях восточной и западной культур? Как бы то ни было, мораль и смысловая нагрузка манги Юкито Кисиро попросту теряются в ворохе перемешанной с оригинальным контентом отсебятины, а отсылки и прочий фансервис смотрятся крайне неубедительно в форме кричащего благим матом дорогого компьютерного графония. Аниме «Сны оружия» 1993 года, при всех его недостатках, куда человечнее и приятнее глазу.

А ведь «Боевой ангел Алита» совсем не «Призрак в доспехах», знаете ли. Экранизируя столь однозначное и далёкое от нарочитой претенциозности творение, накосячить довольно трудно. Роберт Родригес не то чтобы сильно косячит, но некоторым вещам лучше оставаться на бумаге, скажем так. Кто виноват, что здешние киборги смахивают на анальных клещей с прифотошопленными лицами? Графоний — сколь бы дорог он ни был — ничто без качественной дизайнерской работы. К сожалению, заветы Стэна Уинстона давно канули в лету, и это печально.

Забавно же то, что у «Алиты» Родригеса и позапрошлогоднего «народного киберпанка» со Скарлетт Йоханссон имеются подозрительно схожие болячки, обусловленные тем самым «западным» видением голливудских киноделов, с их маниакальным желанием объять необъятное и впихнуть невпихуемое. Растеряв по дороге самую суть, естественно. Справедливости ради, экранизация «Алиты» всё-таки лучше экранизации «Призрака» (причём намного), но об этом ниже.

Захламлять сценарий лишними подробностями и строить полые сюжетные арки допустимо лишь в том случае, если центральные герои и злодеи уже раскрыты максимально широко и снабжены всеми необходимыми плюшками вроде мотивации и грамотных диалогов, логично? Логично. А теперь взгляните на героиню Дженнифер Коннелли, которая перекочевала в фильм из аниме (что, кстати, неудивительно, ибо доктор Кирен по праву считается одной из самых удачных находок мультфильма). Ей вроде как отсыпали дополнительных сюжетных функций и поводов для сложных щей, однако в итоге получилась поразительно пресная мадам, почти никак не влияющая на историю. Ситуация смешная и грустная одновременно: потенциально самый глубокий и мотивированный персонаж ленты служит мебелью. Красивой, но мебелью. Совершенно непростительная хрень, автоматически перечёркивающая большинство важных (по мнению самих сценаристов) сюжетных нововведений. С героем Махершалы Али дела обстоят не лучше.

Это мы ещё до сеттинга не добрались, а там свои сюрпризы, прости господи. Киберпанка и постапокалиптики в фильме не больше, чем в каких-нибудь «Голодных играх». Что немало озадачивает, ведь пригламуренный футуристический мирок в детских штанишках — слегка не то, чего ждали поклонники. Богобоязненным отаку надлежит утереть горючие слёзы и смириться с тем фактом, что прилизанный, сытый и лощёный альфа-самец Хьюго в исполнении Кина Джонсона олицетворяет собой весь нижний город. Город, выживающий за счёт большой мусорной кучи, на минуточку. Если вы в своё время задавались вопросом, на каких таких харчах Китнисс Эвердин наела себе знатные щёки, то при виде этого знойного квотербека вам захочется крови.

Безусловно, найдутся индивиды, которые будут рвать на себе одёжи и кричать: «Нам этот ваш депрессивный киберпанк на хуй не нужон!» Как ни иронично, эти же люди при каждом удобном случае поливают Fallout 76 помоями за излишнюю цветастость и несоответствие постапокалиптической эстетике. Двойные стандарты такие двойные, ага.

Странное же дело: «Алита: Боевой ангел» прилежно следует канону (порой даже точнее, чем аниме), но только не в тех вещах, что по-настоящему важны. Делает ли всё вышеописанное фильм говном? Да ни фига. Потому что в огромных диснеевских глазищах хулиганки Алиты читается желание жить и любить. Кто мы такие, чтобы препятствовать столь светлым чувствам? Реакцией на неестественную внешность героини Розы Салазар, кстати, можно охарактеризовать отношение к фильму в целом: в него не веришь ни секунды, но рано или поздно проникаешься к нему известной долей симпатии. Родригес и продюсер Джеймс Кэмерон сделали ставку на спорный дизайн и не прогадали, ибо нечто из ряда вон выходящее всегда провоцирует шквал дискуссий (иногда не только дискуссий). Большие глаза — они как усы Супермена: к ним привыкаешь. А когда привыкнешь, там уже и до любви один шаг!

Вот Алита кушает апельсинку. Вот откусывает шоколадку. Вот гладит собачку (могла ведь и на зубок попробовать, с её-то обыкновением тянуть в рот всякое). Восторг, переполняющий при этом каждый пиксель кукольного личика, отзывается в благодарном зрительском сердце электрическим теплом и синтетической нежностью. Ни дать ни взять диснеевская принцесса будущего! И плевать, что спустя всего несколько минут девица будет творить какую-то дичь, подчиняясь то ли подростковым гормонам, то ли роботическому ПМС. В конце концов, первоисточник тоже подавал личную эволюцию героини не шибко аккуратными рублеными кусками, хотя для манги это нормально.

Говоря о рубленых кусках: местный экшен воистину хорош, пусть и подменяет изобретательность агрессивной компьютерной графикой. Не ахти какое достижение, но лучше уж так, чем как с «Призраком в доспехах». Следует расслабиться и сразу принять тот факт, что вы не увидите здесь чего-то взрывающего мозг или ласкающего ваши кровожадные инстинкты. Да, если у кого-то в фильме есть конечности, то их обязательно оторвут, но никакой брутальностью тут и не пахнет, потому что смотреть на рвущийся графоний — такое себе удовольствие. Более того, некоторые схватки выглядят чересчур комично даже для обезжиренного аниме. Короче, если хотите впечатляющей мясорубки в рамках возрастного рейтинга PG-13 (чтобы с висящими кишками, сломанными костями и вот этим всем), пересмотрите-ка лучше «Конг: Остров черепа».

Что же нам с тобой делать, «Алита»? Для хорошей экранизации ты допускаешь слишком грубые промахи в элементарных вещах и хирургически точна там, где в этом нет необходимости. Для самостоятельного фильма ты, честно говоря, вторична и безыдейна. Для смелого визуального эксперимента ты не смелее кукольного спектакля. Ну ладно, ладно! Утри слёзы. Возможно, мы строги к тебе сверх меры, но строгость — тоже проявление любви. Мы любим тебя, «Алита», и желаем тебе вырасти прекрасной воительницей! А умение признавать свои ошибки — качество настоящего воина.