Девочка-подросток Оля и её младший брат Артём в ходе несчастного случая потеряли маму. Отец (который Оле приходится отчимом) отправляет детей в странную школу-интернат, расположенную в старинном особняке девятнадцатого века. Там Артём начинает видеть образ матери, зовущей его то куда-то в подвал, то на дно речки. Оля и её новые приятели, пытаясь выяснить, что такого забыл Артём в подвале, натыкаются на странный символ на зеркале. Самый умный из них рассказывает, что этот знак используют, чтобы призвать Пиковую Даму — что ребята недолго думая и делают. Последствия, очевидно, неминуемы.

Кадр из фильма «Пиковая дама: Зазеркалье»

Как и в случае с её собратьями, о «Пиковой даме» уж больно велик соблазн писать не как об отдельно стоящем произведении, а как о части большого нарратива «российского хоррора™». Он ведь действительно пока существует как однородный организм — занимается им преимущественно одна студия, а каждый новый фильм несёт за собой вереницу прошлых ошибок (и пытается хотя бы от части из них избавиться). В общем-то, всё жанровое кино, никогда у нас сильно не котировавшееся, в России до сих пор остаётся в некоем зачаточном состоянии — потому и говорить о нём принято исключительно со снисходительным нотками. Примерно как о маленьком чужом ребёнке: да, он пока неказистый, смешной и ходить толком не умеет, но ведь пытается же!

Кадр из фильма «Пиковая дама: Зазеркалье»

«Пиковая дама: Зазеркалье» в этом смысле — очередной неуклюжий шажок для хоррора и большой шаг для никого. Вот уже и отвратительный CGI пропал, и — ещё начиная с «Рассвета» — появилась какая-никакая эфемерная «личность». Где-то — интересный ракурс, там — удачный гэг, здесь — изобретательный скример. И в отличие от всё того же «Рассвета», который при всех любопытных попытках поиграть в индивидуальность абсолютно проваливался повествовательно, «Пиковая дама» в рамках незамысловатого сценария чувствует себя вполне уверенно.

Кадр из фильма «Пиковая дама: Зазеркалье»

Александр Домогаров-младший, явно в жанре заинтересованный (его дебютом была короткометражка «Пустите детей» по, подумать только, Стивену Кингу) работает по шаблону — затёртому, слегка раздражающему и попросту устаревшему. Герои — анекдотичные архетипы (где-то плачет один Дрю Годдард), заливистые скрипки любезно обрываются перед каждым громким «бу», приёмы и посылы примерно те же, что вы уже видели сотни раз: потеря близких, жуткие детишки, ещё более жуткие куклы и поехавшие аристократы-сатанисты. Догадаться, чем всё закончится, можно где-то на вступительных титрах — вплоть до того, насколько открытым получился финал. Но хотя бы внутри схемы Домогаров не оступается и не забалтывается, чётко отрабатывает каждый эпизод и каждый штамп. Если бы его фильм был школьным сочинением, то как минимум на «хорошо».

Он всё ещё слишком пытается походить на «тех» — точнее, на «того», одного вполне конкретного Джеймса Вана. Отсюда, например, сомнительная эстетика с псевдоготической частной школой, непонятно как оказавшейся где-то, видимо, в Подмосковье. Герои на эту тему даже рефлексируют и в шутку называют одного из персонажей Добби, намекая, что всё уж больно похоже на декорации «поттерианы». На деле, правда, фильм скорее напоминает полнометражную версию сериала «Закрытая школа». Или странную вариацию «Проклятия монахини» — на неё «Пиковая дама» вообще подозрительно похожа. И в чём-то, пожалуй, даже лучше.

С 14 марта в кино.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!