Как часто это бывает с проектами Квентина Тарантино зрители после премьеры «Однажды в Голливуде» разделились на два лагеря: кто-то называет его живым гениям, а кого-то девятый фильм в карьере режиссера не впечатлил.

Если кратко, то «Однажды в Голливуде» — это гибрид «Бесславных ублюдков» и «Криминального чтива», так как за основу взят реальный временной отрезок, альтернативная история (Бесславные) и разбавлен воображаемыми персонажами и сюжетами (Чтиво). Сюжет, как всегда, жесток и необычен. Главными героями выступают стареющий актер-алкоголик Рик Далтон в исполнении Леонардо Ди Каприо и дублер-каскадер Клифф Бут от Брэда Питта, и это полностью вымышленные персонажи.

Режиссер бросает нас в 1969 — золотой век Голливуда, где полно звезд того периода: Шэрон Тейт в исполнении Марго Робби, Стив Маккуин в исполнении Дэмиэна Льюиса, Роман Полански (Рафал Заверуха) и даже Брюс Ли (Майк Мо), но что важнее – в фильме представлена шайка Чарльза Мэнсона (Дэймон Херриман). Историю этого маньяка экранизировали миллион раз, но если кто не в курсе, он известен тем что создал собственную секту, и члены секты назывались «семьей» и выполняли любые приказы предводителя. Собственно, одним из них было жесточайшее убийство беременной Шэрон Тэйт.

Внутри этого прекрасного сеттинга прошедшей эпохи влачит жалкое существование Рик Далтон, так как у него туго с ролями, поскольку он не может приспособиться к современному кинематографу со своими навыками и замашками из итальянского вестерна. Сюжет разворачивается ненавязчиво, местами нудновато и уделяет внимание куча мелочей и диалогам, но в конце все они связываются воедино, и режиссер показывает, что все еще может удивлять.

Не являюсь поклонницей Тарантино, поэтому просмотр «Однажды в Голливуде» прошел ровно, хотя были опасения, что фильм, частично основанный на реальной трагедии, не справится с ответственностью и уйдет в крайности. Зная стиль Тарантино, заранее было понятно, что будет много крови. Но мне было бы неприятно видеть убийство беременной женщины – одно дело вымышленный персонаж, а другое, когда смакуют настоящие уголовные дела. Романтизация насилия и все такое. Однако в кадре совсем мало Марго Робби и, соответственно, Шэрон Тэйт.

Второй момент, который мог бы рассердить, если бы я была поклонницей Брюса Ли, что Тарантино изобразил актера и бойца высокомерным и задиристым. Но карикатурность и черный юмор — это визитная карточка режиссера, плюс отсылка к кинематографу старого Голливуда, где азиатов показывали именно такими. Все персонажи на экране чуточку нереалистичны — как это и было в старых добрых фильмов Голливуда, и главное, что делает Тарантино в этом фильме – ностальгирует и популяризирует старое, пленочное кино. В старом Голливуде актер брал в руки огнемет и снимал сцену, рискуя поджечь все в округе – сейчас «зеленка» заменила риск и романтику.

На самом деле, «Однажды в Голливуде» — это простая и приземленная история, где большую часть экранного времени занимает быт звезд (какую вечеринку посетить, чтобы позвали сниматься; мелкие разборки с подружками, соседями, на съемочной площадке; обсуждение рабочих моментов и карьеры и так далее), не так много мата (по сравнению с прошлыми фильмами Тарантино), да и крови оказалось совсем-совсем чуть-чуть. И счастливый, практически ванильный финал, что шокирует и, одновременно, навевает грусть. Мне понятно, что не понравилось многим зрителям: большую часть хронометража мы наблюдаем кучу казалось бы случайных людей и поворотов — становится скучно, а потом – резкая развязка. Особенно трудно, русским поклонникам: мы не настолько погружены в историю США и ее кинематограф, чтобы наслаждаться пасхалками и отсылками из 1969 года. В общем, это фильм не такого уже злого и стареющего Тарантино.