Творческий террор

Слащавая духоподъёмная драмеди от Ричарда Линклейтера, в которой Кейт Бланшетт отправляется на Южный полюс за вдохновением.

Рецензии

5 film.ru

Найти с кем пойти в кино

О фильме

Создатели

Рецензия

Публикации

Трейлеры

Постеры

Кадры

Новости по теме

 
 
 
 
 

Куда ты пропала, Бернадетт? (2019)
Where’d You Go, Bernadette
детектив, драма, комедия

Режиссер:
Ричард Линклэйтер

В ролях:
Кейт Бланшетт, Кристен Уиг, Джуди Грир, Лоренс Фишбёрн, Билли Крудап
Премьера: 5 сентября 2019 года

Бернадетт Фокс — некогда успешный архитектор, а ныне примерная жена и мать, практически не выходящая из дома. Бросив карьеру ради семьи, она уже много лет существует на автопилоте, и постепенно, конечно, связанные с этим нервозы начинают проникать наружу. Все вокруг советуют Бернадетт взяться за работу, кто-то хочет помочь психотерапией, а дочь предлагает съездить всей семьёй отдохнуть в Антарктику. Будучи поначалу не в восторге от всех этих идей, загнанная в угол Бернадетт в итоге решает уехать на Южный полюс, но, правда, совершенно одна и никого не предупредив.

Кадр из фильма «Куда ты пропала, Бернадетт?»

Кейт Бланшетт как-то заявила, что роль в «Куда ты, Бернадетт?» станет последней в её актёрской карьере. Решение, в принципе, не самое странное: закончить титульной ролью в фильме Ричарда Линклейтера, одного из столпов нового американского независимого кино, — тот ещё хлопок дверью. Чего Бланшетт не знала, так это того, что её личный Линклейтер в полночь обернётся тыквой (то есть худшей работой режиссёра, наверное, вообще), а хлопок заглушит подложенная под дверь духоподъёмная книжка. Внутри неё одна из сотен совершенно одинаковых притч о сытых богатых творцах, которые всё ищут себя в этом беспокойном мире, да никак не найдут.

Кадр из фильма «Куда ты пропала, Бернадетт?»

«Куда ты пропала, Бернадетт?» похожа сразу на все такие истории, причём навязчивое чувство дежавю не покинет, кажется, даже тех, кто подобные фильмы никогда в глаза не видел (что уже довольно маловероятно). Это такая «Невероятная жизнь Уолтера Митти» минус магический реализм или, скажем, чуть более скромная версия «Путешествия Гектора в поисках счастья». Проговорённые вслух семейные неурядицы, рафинированные мечты и прочие, прочие трюизмы Линклейтер мешает, конечно, с лёгкой иронией, но совсем без приставки «само-». Смеётся он над кем угодно — чрезмерно сплочёнными жителями одноэтажной Америки, капиталистами, хипстерами, — но только не над самим собой. А стоило бы — от человека, который ради фиксации психологии времени 12 лет снимал «Отрочество», никак не ждёшь такой поверхностности.

Кадр из фильма «Куда ты пропала, Бернадетт?»

Бланшетт очень старается быть убедительной Бернадетт, нервозным и дёрганым архитектором, который больше не может заниматься любимым делом. Но история не даёт ей никаких шансов — всё самое интересное с героиней произошло где-то перед прологом, остались одни последствия. А для последствий фильм недостаточно тонок — он может лишь мануально раздражать зрительскую эмпатию, муторно повторяя, какая героиня умная, талантливая и хорошая. Вся её психология — в обсуждениях других людей, все её мотивы — в высокопарных речах заскочившего на огонёк Лоуренса Фишбёрна. Фильм Линклейтера, вместо того чтобы копаться в потёмках творческой души, выворачивает её наизнанку, обнаруживая, что внутри ничего интересного-то и нет: одни пустые речи да тихие истерики.

Для фильма о человеке, попавшем в творческий тупик, в «Куда ты пропала, Бернадетт?» катастрофически мало фантазии — будто в этом самом тупике и не героиня вовсе, а сам Линклейтер, после «Каждому своё» вдруг ударившийся в программное академическое кино. Это могло быть концептуально интересно, попытайся Ричард вывести смыслы из своего положения, связать себя с героиней и вместе с ней искать путь от бытовой серости к яркой изобразительности. Бернадетт-то его в итоге находит, а вот сам Линклейтер — отнюдь. Может, и ему пора бы рвануть на Южный полюс за вдохновением (или хотя бы в Гренландию, где полюсные сцены и снимали). Ну или, как вариант, заняться ещё одним фильмом, который он будет снимать 20 лет.