Кузнец нужен!

Что такое хоррор? Это зомби. Зомби на охоте за мозгами… Или вампиры. Или инопланетяне. Такие сейчас тренды. А приличного старомодного чёрта не каждый день увидишь, нет, не каждый. «Приличного» — разумеется, не в плане его поведения, а в плане следования древним канонам. Такого традиционного, чтобы само произведение с ним хотелось назвать не фэнтези-хоррором, как гласит графа «жанр», а старой доброй (точнее, не очень доброй) страшной сказкой. «Дьявольский кузнец» — именно тот случай, фильм основан на одной из старейших баскских сказок. Впрочем, веет от сюжета и Диканькой, и прочими богатыми на мистику локациями — вариации сюжета про кузнеца и нечисть встречаются у многих народов.

А всё потому что много где были кузнецы и язычество. Когда-то давно кузнецы ассоциировались с богами: обладатели тайного знания укрощали огонь и металл, особо искусные ковали то молнии, то небесный свод. Но с приходом христианства ситуация изменилась: кузнецы стали соотноситься с адом и демонами. Показательна трансформация образа одного знаменитого героя: бог-кузнец Велунд превратился в дьявольского Воланда.

Оригинальное название фильма — Errementari — более подходящее, чем локализованное: оно переводится просто как «Кузнец», а подробности зрители узнают по ходу повествования. Кстати, если это самое слово «errementari» кажется вам незнакомым — немудрено: оно, как и сказка, баскское. Фильм вообще исполнен национального колорита, даже снят на баскском языке — древнем, изолированном, не похожем на другие. Поэтому особое удовольствие — смотреть в оригинальной озвучке. Заодно можно развлечься вылавливанием чего-то знакомого (предположительно, заимствованного): «круэлла» — «жестокий», «кульпа» — «вина», и так далее.

Паранормальщина тут тоже во многом сделана по классическим лекалам, с актёром в гриме или просто издевательским хихиканьем невидимой нечисти. А когда дело доходит до распространённого нынче CG, оное смотрится старым уже в плохом смысле.

Ещё одна отрадная традиция: страшное соседствует со смешным. На здешнем чёрте никто в Петербург за черевичками не летает, но и ему порой приходится ой как несладко.

Есть и драматичное: кто-то сталкивается с неизбежной смертью, а кто-то сам решает, что лучше смерть, чем такая жизнь. При этом финал ухитряется преподнести несколько сюрпризов.

Увы, даже при всех своих плюсах «Дьявольский кузнец» на высший балл не тянет. В первую очередь огорчают даже не страшненькое CG и прочие признаки низкобюджетности, а актёрская игра детей. Они дебютанты — неужели не нашлось кого получше? Впрочем, возможно, и впрямь не нашлось: басков всего около двух с половиной миллионов, а уж сколько среди них детей, говорящих по-баскски, подходящих по типажу, желающих актёрствовать, да к тому же в фильме с недетским рейтингом?..

Зато со взрослыми лицедеями порядок. Плюс хороши операторская работа и атмосферность. Поиски сокровища обеспечивают сюжету ещё одну грань — почти детективную. А добавление карлистской войны и связанных с ней исторических личностей переплетает фантазию с реальностью. Неплоха и образность — пусть даже местами она чересчур прямолинейна.

«А зачем нам кузнец? Не, нам кузнец не нужен», — говорил персонаж другой хорошей старомодной истории. Зря он так — кузнец очень даже нужен! Особенно если в комплекте с ним идут дьявольщина и чудеса, жестокость и доброта, отчаяние и надежда. Netflix в своём планомерном завоевании мира пока, может, не заключал никаких мистических контрактов — зато верно взял курс не только на обилие контента, но и на его разнообразие. В исполинской коллекции потокового сервиса из-под завалов попсы и дребедени подчас удаётся откопать настоящую винтажную диковинку, без какого-нибудь элитного клейма, местами облупившуюся — но затейливую и самобытную.